1.
1923 – 1932
ВРЕМЯ КОНСТРУКТИВИЗМА

Первый раздел каталога начинается с 1923 года – с первых студенческих работ Игоря Георгиевича Явейна и заканчивается 1932 годом – публикацией заключения Совета строительства Дворца Советов, означавшей начало конца эпохи авангарда.

Начало творческого пути архитектора Явейна пришлось на годы конструктивизма – эру зарождения новых архитектурных идей и расцвета новой архитектурной культуры. Время тогда как бы спрессовалось, годы переживались как эпохи, а учебные работы иной раз становились знаковыми, программными. Если в проекте чайной – первой работе, выполненной И. Г. Явейном под руководством А. С. Никольского, – еще можно увидеть влияние остроиндивидуальной экспрессивности Учителя, то в следующих его студенческих проектах все более проявляется собственное видение архитектуры. Мера самостоятельности ученика стремительно возрастает. Проект Музея сельского хозяйства – одна из первых программных работ И. Г. Явейна конструктивистского периода, в которой формируются идеи новых архитектурных организмов.
В первом разделе каталога представлены дошедшие до нас проектные материалы И. Г. Явейна 1923 –1932 годов: конкурсные проекты жилых и общественных зданий, конкурсный проект Дворца Советов, проекты современной мебели, наброски, зарисовки.

Посмотреть всеСкрыть
2.
1928 – 1932
К НОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ

В конце 1920-х – начале 1930-х годов Явейн выступил с серией экспериментальных проектов вокзалов, содержащих ряд принципиально новых идей в области транспортной архитектуры. Четыре таких проекта конструктивистского периода (первый из которых датируется 1928, а последний 1932 годом) вынесены в отдельный раздел. Из этих проектов в дальнейшем вырастает основная линия профессиональной специализации Явейна и тематика его научных исследований, но в них же обнаруживаются и некие индивидуальные универсалии его творческого видения и проектного метода.

В программных статьях идеолога конструктивизма-функционализма М. Я. Гинзбурга не однажды заявлялся метод функциональных графов, но в проектной практике даже их автора такие графы действуют только в пределах отдельных помещений. В проектах же Явейна графы, диаграммы, схемы потоков пассажиров и транспорта уже тогда порождают пространственную структуру объекта насквозь – от общей идеи до деталей –  будь то малая трамвайная остановка или масштабный вокзальный комплекс. Диаграмма перерастает в организм.

Своего логического предела этот метод достигает в победившем на Всесоюзном открытом конкурсе проекте Курского вокзала в Москве 1932 г., шедшего под девизом «Комплекс семи видов транспорта», где Явейн приходит к идее вокзала как пространственного узла, «стыка различных видов транспорта» (для узкого круга – «Сороконожка), как места пересадок и сконцентрированного распределителя движения, что предвосхитило идеи, вошедшие в архитектурную практику несколькими десятилетиями позднее.

Посмотреть всеСкрыть
3.
1933 – 1941
КОНСТРУКТИВИСТ ПОСЛЕ КОНСТРУКТИВИЗМА

В этом разделе представлены работы периода «коренной перестройки советской архитектуры», начиная с первого года после публикации заключения Совета строительства Дворца Советов и кончая годом начала войны.

Это было время, когда конструктивизм неуклонно переходил в разряд «формалистических», идеологически враждебных и запрещенный направлений, а «Освоение классического наследия» постепенно становилось официальной установкой, обязательной для любой проектной работы. В это трудное время Явейн упорно продолжает идти своим путём и создаёт ряд работ, которые сегодня относят к позднему конструктивизму. Среди них жилой дом ИТР Свирьстроя в Ленинграде, строительство которого закончилось в период полного господства массивных колонн и коринфских капителей, и конкурсный проект аэровокзала в Ленинграде, подвергшийся жесткому разгрому в печати как «образец формалистического трюкачества». В последнем проекте ясно обозначена одна из тенденций архитектуры Явейна этих лет: внутренняя ассоциативность образа становится ощутимее, а форма — экспрессивнее.

В этот период Явейн разворачивает свои исследования в области транспортной архитектуры. Но материалы каталога показывают, что вокзалы – всё ещё лишь одна из тем его творчества; он проектирует объекты самого разного назначения: жилые дома, городские комплексы, общежития, мосты. Все эти очень разные работы объединяет одно: автор напряженно ищет и пробует разное, но во всех этих исканиях, даже метаниях, он словно запрещает себе использование всего того, что связывалось в эти годы с «освоением классического наследия». Он собирает, изобретает, разрабатывает приемы неординарной выразительности и мучительно пытается связать, синтезировать эти приемы в архитектурный язык, который по своей пластической насыщенности и ассоциативной содержательности был бы конкурентоспособен набиравшему силу ретроспективному стилизаторству. В каталог включены также дошедшие до нас рисунки Явейна предвоенных лет.

Посмотреть всеСкрыть
4.
1939 – 1956
ВОКЗАЛЫ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ

В этом разделе каталога собраны работы И. Г. Явейна от начала войны и до года смерти Сталина, а с ней и конца той архитектуры, с которой никак не мог смириться Явейн. Однако ещё до войны наступили времена, когда сторонники конструктивизма в худшем случае лишались возможности проектировать, в лучшем — переключались на промышленную архитектуру, реставрацию и т. д. Явейн избрал транспортную архитектуру, где оставался шанс развить ряд своих общеархитектурных идей, мотивируя их спецификой вокзалов. Он погружается в научные исследования. В 1938 г. выходит монография Явейна «Архитектура железнодорожных вокзалов» — первый капитальный труд на эту тему, собравший и систематизирующий мировой опыт по проектированию и строительству транспортных сооружений.

Ещё в ходе войны началось восстановление железнодорожных узлов, подвергшихся тотальному разрушению. В это время Явейн, как признанный специалист в области транспортной архитектуры строит как никогда много. В каталоге подробно представлены вокзалы, построенные в городе Курске, Новгороде, Горбачёво, и проекты, по которым возведено более ста вокзалов на различных дорогах страны. Явейна особенно занимала идея «архитектурного единства железнодорожной линии» –  поиски архитектурных решений, которые помогли бы, как он говорил, «одорожить» огромные просторы страны. В каталоге представлены серии проектов «расширяющихся» железнодорожных зданий (от будки регулировщика или малого полустанка до средних и больших вокзалов и других станционных сооружений разного назначения), предназначенные для железных дорог русского севера (из дерева), средней полосы и южных районов (кирпич), Казахстана (саман), Московско – Курской железной дороги. Специально представлен вокзальный комплекс в г. Курске и эксперимент симбиоза конструктивизма и древнерусской архитектуры в вокзале Великого Новгорода; в каталог включены проекты и рисунки военных лет, ряд других работ, эскизы и зарисовки.

Посмотреть всеСкрыть
5.
1952 – 1959
УТОПИЯ УЧИТЕЛЯ: ЗАВЕРШИТЬ И ПОСТРОИТЬ

Стадиону имени С. М. Кирова посвящён отдельный раздел каталога. В нём впервые представлена завершающая стадия истории зарождения, развития, реализации и крушения Великого замысла. Эта работа – единственный случай в жизни И. Г. Явейна, когда он взялся разрабатывать, а затем перерабатывать не свой проект и считал эту работу своим долгом и одной их важнейших задач своей жизни.

Стадион и Приморский парк Победы на Крестовском острове – своеобразный «Остров-Утопия» академика А. С. Никольского. Грандиозный замысел начала1930-х был принят, перед войной завершена первая очередь строительства, авторам присуждена Сталинская премия. В 1951 году после тяжелых сердечных приступов Никольский был освобожден от всех занимаемых должностей в связи с уходом на пенсию.  Тогда старый мастер предлагает своему ученику середины 20-х годов И.Г. Явейну взять проект второй очереди стадиона в свои руки и попытаться осуществить его.

Во вводных комментариях к этому разделу каталога представлены примеры рисунков и эскизов частей, фрагментов, деталей стадиона, выполненных Никольским для Явейна и хранящихся в его архиве. В каталог включены выполненные рукой Явейна материалы технического проекта, разработанного после смерти Никольского на основе авторских вариантов и максимально приближенного к первоначальному замыслу мастера. Этот проект был утверждён Архитектурно-строительным советом Ленинграда в 1954 году. Далее представлена серия новых проектных предложений 1956 – 1959 годов «По мотивам Никольского», в которых шёл поиск сохранения целостности замысла Учителя в новых условиях. В большинстве своём это «контрпроекты», выполнявшиеся Явейном по личной инициативе в ответ на планируемые грубые вторжения в объект, мотивируемые прогрессом технических требований.

Посмотреть всеСкрыть
6.
1956 – 1980
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕРВАННОГО ПУТИ

Этот раздел каталога посвящён последнему этапу творческого пути И. Г. Явейна, он охватывает период после1956 года – даты выхода правительственного постановления «об излишествах в архитектуре», обозначившего конец сталинской архитектуры. Начало этого исторического периода известно, как время «оттепели», когда вновь стало возможным делать современную архитектуру. Но это было и время, когда всё менялось на наоборот: вместо «архитектурных излишеств» правительственными постановлениями повсеместно насаждалась тотальная стандартизация и типизация, а строительство по индивидуальному проекту допускалось лишь «в виде исключения», по специальному разрешению властей. Возник лозунг «вперёд к двадцатым годам», но вдруг обнаружилось, что сами мастера тех легендарных времён уже давно вытеснены из проектной системы СССР и назад им в неё пути нет. Правительственное постановление о запрете совместительства довершило дело. Явейн оказался в числе тех профессоров, которые не имели права официально работать в проектной системе, а других путей реально проектировать и строить было немного. Явейн с большой энергией использует малейшие возможности для этого, участвуя в конкурсах, проектируя в рамках научных университетских программ, работая один или с немногими помощниками, неофициально сотрудничая с проектными организациями, выпускающими рабочую документацию к его проектам.

В каталоге представлены конкурсные проекты морского вокзала в Ленинграде и железнодорожного вокзала в Софии. В 1950—1970-х годах Явейн вновь обращается к теме «расширяющихся вокзалов», но, отвечая на вызовы времени, создает несколько серий проектов, в которых все — от будки регулировщика до станционных зданий — собиралось из единого набора элементов индустриального домостроения, было мобильным и расширяющимся. В 1976 году новые серии таких проектов (в сборном железобетоне, дереве и кирпиче) получили три высшие премии на закрытом Всесоюзном конкурсе вокзалов для Байкало-Амурской магистрали. Завершают каталог последние работы Явейна – серия вокзалов для Прибалтийской железной дороги, среди которых специально представлена его последняя постройка –  вокзал латвийского курорта Юрмала.

Посмотреть всеСкрыть

Жизнь поколения Игоря Георгиевича Явейна – это жизнь «на переломах», ломавших самые основы и уклады существования всех и каждого – в обществе, в быту, в профессии. Мировые войны и даже революция не предопределили векторы отечественной архитектуры ХХ века в той исключительной степени, в которой это принято считать. Переломы в архитектуре этого времени отнюдь не автоматически следовали за переломами социальными и политическими. Радикальные изменения 1920-х годов, «творческие перестройки» 1930-х и 1950-х – всё это были не просто движения и смены архитектурных стилей, но именно «переломы», коснувшиеся социальных программ, технологий, организации строительства и проектного дела. Провозглашалась другая архитектура, для которой требовался иной тип архитектора, которому отныне жёстко предписывалось, что он должен и чего не может делать. Но сегодня для нас важнее понять, кто и как реагировал на тот или иной слом, кто и как прошёл через всё это, если прошёл, конечно…

В каталоге работы И. Г. Явейна помещены в хронологическом порядке. В образующихся последовательностях прослеживаются сквозные линии развития, проявляются реакции на исторические события и повороты. Временные и тематические разделы каталога возникают, с одной стороны, как проекция исторических переломов на личный путь мастера, с другой, – как анализ творческих этапов, индивидуальных устремлений и сквозных авторских идей, связанных с конкретными проектными работами. Творческий путь целостной личности представлен в каталоге согласно временным периодам, каждый их которых дан как отдельная книга, включённая в сериал большой и сложной жизни. В рамках каждой из таких книг на первый план выходят свои ведущие темы – исторические, типологические, функционально-пространственные, пластические.