Центральный Курский вокзал в Москве

2-я премия (высшая) на Всесоюзном конкурсе 1932 г.

Проект Курского вокзала в Москве под девизом «Комплекс семи видов транспорта» рассматривается Явейном как пространственный «узел», как звено единой транспортной системы страны. Над путями лежит вестибюль отправления, он же распределительный зал, с торцов которого подъезжают автомобили и подходят пешеходы. Сверху на плоскую крышу длиной около 300 м садятся аэропланы и авиатакси, соединяющие железнодорожный вокзал с аэродромом. Внизу, на уровне здания, останавливаются поезда дальнего следования, пригородные электрички, автобусы, троллейбусы, трамваи, ниже – метро. Семь видов различного транспорта подходят со всех сторон к пассажирскому зданию.

Видение вокзала как «пространственного стыка» различных видов транспорта, как сверхконцентрированного распределителя движения выражало идею современного, отвечало духу времени, могло возникнуть только в XX в. и отражало потребности и возможности скорее России будущего, чем 1930-1940-х г.г. XX в. Этот замысел породил и новый архитектурный образ вокзала – многослойного моста над путями с крышей-палубой и раскинутыми по сторонам щупальцами пандусов, переходов, подъездов, эскалаторов, образ, во многом предвосхитивший одно из направлений развития архитектуры транспортных сооружений. В 1932 г. проект вызвал бурные дебаты. Некоторым членам жюри сама идея стыка различных видов транспорта казалась странной и ненужной. В результате проект получил вторую премию, первая вообще не была присуждена.

А в 1964 г. в отзыве на докторскую диссертацию Явейна И. Фомин писал:  «...и теперь, тридцать с лишним лет спустя, этот проект может быть признан программным, предельно четко и просто решающим сложную задачу создания большого вокзала, трактованного автором в виде комплексного узла пересадок. Следует отметить, что и архитектурное, образное решение этого вокзала – новое слово в архитектуре транспортных сооружений, не утратившее и сейчас своей новизны и оригинальности».

В 1982 г. В. Пилявский отмечал: «В истории архитектуры неосуществленные проекты оставляют подчас не менее яркий след, чем построенные здания, ибо в них в заостренном, сконцентрированном виде предстают идеи, которые еще только зарождались под влиянием новых потребностей и которые затем питали развитие теории и практики. Таким этапным в области транспортной архитектуры в ранних работ Явейна и явился конкурсный проект Курского (Центрального) вокзала в Москве».

Посмотреть всеСкрыть