Аэровокзал в Ленинграде

Конкурсный проект. 1936 г. II премия на Всесоюзном конкурсе.

В середине 1930-х гг. появляются работы, где внутренняя ассоциативность образа становится ощутимее, а форма – экспрессивнее. Здесь прежде всего следует назвать проект аэровокзала в Ленинграде. Аэровокзал как совершенно новый в те годы тип сооружения требовал и нового архитектурного образа. В проекте Явейна, возможно, впервые представлена идея метафорического выражения природы аэровокзала в образе полета-движения, в образе, который соответствовал бы переживаниям человека, собирающегося совершить воздушное путешествие. У Явейна аэровокзал – это здание-корабль, готовящийся взлететь в воздух, «воздушный корабль» и одновременно причал «воздушных кораблей», ориентированный всеми своими «палубами» и «иллюминаторами» на взлет. Своеобразный монтаж диагонально разграфленных поверхностей, круглых окон, разнообразных рустовок, тяг, ритмов тонких стоек, подобных ритму колоннад, фигуративной скульптуры – все это вводило в мир форм, имеющих ассоциативные ряды как в истории архитектуры, так и в постсовременной машинной и корабельной архитектуре конца 1930-х гг. Проект аэровокзала в Ленинграде вызвал резкие нападки в печати, автора обвиняли в формализме.

Конкурс на ленинградский аэровокзал  проходил в обстановке, когда «творческие перестройки» в СССР вступали в завершающую стадию. Прошли съезды творческих союзов, был провозглашен метод социалистического реализма. В печати, на больших и малых собраниях жестко прорабатывали всё, в чем находили хотя бы следы еще неизжитых направлений в искусстве и архитектуре. В «Ленинградской правде» от 1 марта 1936 г., в воскресенье, появилась посвящённая этому конкурсу статья «Какофония в архитектуре», которая продолжала серию выступлений в печати, начавшихся с печально известной статьи в центральной «Правде» «Какофония в музыке» с разгромной критикой творчества Д. Д. Шостаковича.  Уже само место публикации ясно показывало, что перед читателем не творческие дискуссии, а партийные директивы, с которыми шутки плохи. Начиналась эта статья с жестко-иронического описания собрания в доме архитекторов, на котором после статьи в «Правде» ведущие архитекторы Ленинграда выступали с недостаточной, по мнению автора статьи, «критикой и самокритикой».

«А тут же рядом в соседней комнате,– говорилось в статье, –  висят премированные проекты аэровокзала. Они ждут воплощения в кирпич и железобетон... Авторы премированных проектов аэровокзала скрыты под девизами. Мы не знаем фамилий этих авторов. Но эти проекты воплотили в себе все те выверты, с которыми нас призывает бороться «Правда». Это, однако, не помешало им заслужить высокую оценку жюри, выдвинутого правлением Ленинградского союза архитекторов...

Вторая премия — типичный образец формалистического трюкачества. В погоне за сногсшибательными эффектами и «оригинальностью» авторы заменили окна иллюминаторами, придали всему зданию "ультрасовременные" "машинные формы"».

Посмотреть всеСкрыть