Стадион на Крестовском острове

Разработка проекта А.С. Никольского.1952-1954. Технический проект. Венчающая галерея. Авторы проекта - А.С. Никольский, К.И. Кашин, И.Г. Явейн.

Третьего декабря 1931 года в правительственном постановлении о реконструкции Ленинграда было решено создать на Елагином и Крестовском островах Парк культуры и отдыха с большим спортивным стадионом. В 1932 году в систему ЦПКиО был включен также и Каменный остров. Эти три острова, объединенные под названием «Кировские острова», - северная часть архипелага Невской дельты, сопоставимая с островами этого архипелага, входящими в историческое ядро города.

Никольский задумал грандиозный ансамбль с распределением функций и жанров между отдельными островами и их частями. Стадион-холм в парке был ядром грандиозного замысла, тяжелой борьбе за осуществление которого Никольский посвятил последние 20 лет своей жизни. «Стадион-холм», «Веселые горы», «Гидропарк», «Театр массовых зрелищ» на 12 тысяч зрителей, «Канал водной физкультуры» с откосами-трибунами, остров с яхт-клубом и башней-маяком – эти и многие другие «ландшафтные сооружения» и затеи мыслились как акценты единого и непрерывного парка Крестовского острова.

Никольским был задуман уникальный по своей красоте новый ландшафт, где разнообразная функциональная программа решалась средствами архитектуры земли.

В 1951 году после тяжелых сердечных приступов Никольский был освобожден от всех занимаемых должностей в связи с уходом на пенсию. Не имея физических возможностей вести всю работу, он предлагает своему ученику середины 20-х годов И.Г. Явейну взять проект второй очереди стадиона в свои руки и всё таки попытаться построить галерею и башню.

До самого конца Никольский продолжал рисовать варианты фрагментов, деталей стадиона и парка, руководить проектированием. 17 июля 1953 года ему должны были привезти на подпись чертежи по стадиону, а 16 июля он ушел из жизни.

В 1954 году в апрельском номере журнала «Архитектура Ленинграда» публикуются последние варианты стадиона, башни и галереи. Под ними информационное сообщение:

«ПРОЕКТ ВЕНЧАЮЩЕЙ ГАЛЛЕРЕИ И БАШНИ СТАДИОНА ИМЕНИ КИРОВА утверждён с некоторыми коррективами на заседании Архитектурно-строительного совета.

Технический проект галереи и башни разработан архитекторами К. И. Кашиным и И. Г. Явейном на основе вариантов, в своё время предложенных автором проекта стадиона действительным членом Академии архитектуры СССР А. С. Никольским, и максимально приближен к его первоначальному замыслу.

Башня, как это предусматривалось и ранее, будет возведена на верхней площадке холма стадиона против главной лестницы в разрыве венчающей галереи. Башня спроектирована высотой в 54 м. И будет завершена своеобразной капителью с площадкой и балконами для обозрения. Внутри башни, кроме служебных помещений, будут построены лестница и лифт для подъёма на верхнюю площадку, откуда открывается прекрасный вид на весь комплекс стадиона, парк и залив.

Архитектурно-строительный совет признал необходимым до начала строительных работ, которые предположено начать в 1954 году, выполнить макет нескольких звеньев галереи в натуральную величину». Казалось бы, все должно было, наконец, осуществиться «прямо сейчас». Умер Сталин, именем которого архитектуру Никольского до неузнаваемости «обогащали», по существу уничтожали. Однако история стадиона шла по принципу: «Бред умер. Да здравствует Бред!» Началась новая «творческая перестройка» советской архитектуры. Всё поменялось местами – вместо «обогащения» архитектуры пошла «борьба с излишествами». Вышел ряд постановлений, по которым возведение объектов по индивидуальным проектам по всей стране (за редким исключением) было прекращено.

Между тем время шло. В 50-х годах появились новые требования к освещению. В крупных стадионах начали возводить высокие мачты с панелями мощных прожекторов.

Подобные мачты были разработаны и для стадиона им. Кирова. Говорили, что их грубость не мешает, так как это «не архитектура, а чисто техническое инженерное сооружение», на которое никто не смотрит. Проект этих мачт был отклонен Архитектурно-строительным советом города.

Между тем Кашин-Линде и Явейн разработали свой проект выдвижных телескопических опор. Тонкие сквозные металлические мачты и легкие конструкции для прожекторов были нарисованы в стиле стадиона и, главное, выдвигались вверх только с началом матча. Проект был официально выпущен мастерской №13 Ленпроекта (бывшая мастерская Никольского), вызвал одобрение, но не был реализован из-за организационных проблем с размещением заказов на телескопические выдвижные устройства.

Тогда было разработано несколько башен-кампанилл «По мотивам Никольского». Однако в эпоху тотального типового строительства этот проект реализовать не удалось.

Посмотреть всеСкрыть