Вокзал в Новосибирске

Всесоюзный конкурс. 1930 г. Вторая премия.

Один из наиболее ярких проектов Явейна конструктивистского периода – вокзал в Новосибирске. Этот проект, пожалуй, единственная его работа, где можно говорить о влиянии на него левой живописи и графики. Проект смотрится как гимн идее чистой геометрии. Квадрат и куб – ее ядро. Квадратные кольца над и под землей – его обрамление. Культ прямого угла. Распространение объемов и плоскостей, расчерчивание земли, графики фасадов, девиз проекта – черный квадрат, а также машины, шрифты и даже фигуры людей на проекте условно геометризованы. Вместе с тем этот вокзал – «гимн чистой геометрии» – представляет собой сложноорганизованный рельеф, который образован взаимопроникающими и накладывающимися друг на друга уровнями (Явейн всегда называл их плоскостями) с центром – крытым двором-кубом.

Используя значительный подъем местности в сторону города, Явейн трансформирует естественный уклон земли в два уровня: нижний – уровень железнодорожных путей, верхний – привокзальной площади. Причем нижняя плоскость, врезаясь в тело привокзальной площади, образует яму-ров, обволакивающий ядро здания (здесь производится вся выгрузка, загрузка и т.д.). Пространство же людей – привокзальная площадь и вестибюль – как бы гребенкой распространяются над путями. Наконец, еще выше – слой плоскостей и навесов над площадью. В квадратном узле всех пересечений, сквозь все уровни проходит крытый двор-куб. Он является и вестибюлем, и операционным залом. Три стены куба в форме буквы П состоят из галерей и блока служебных помещений, в то время как четвертая стена – стеклянная световая поверхность. Этот куб воспринимается как центр сооружения и одновременно он может быть представлен только как шарнир, гвоздь, как «втулка колеса», как стержень всего окружающего пространства плоскостей. Вся же структура накладывающихся друг на друга и пересекающихся плоскостей в целом может быть понята как образ сложных функциональных процессов, может интерпретироваться благодаря своей тесной связи с рельефом местности и как «архитектура земли», как благоустройство местности.

Этот пространственный организм, демонстрирующий компактное разрешение сложной функциональной программы, на некоторых планах даже построен как некое живое существо с целым миром сложных движений в прямоугольных щупальцах и кубическим телом. Наконец, в самом кубе, в квадратно-прямоугольном кубизированном виде отображены все основные элементы исторически сложившегося образа вокзала: въездная арка, свод дебаркадера, навесы и даже вокзальные часы.

Работы, представленные на Всесоюзный конкурс на проект вокзала в Новосибирске, оценивались по десятибалльной системе. Большинство членов жюри поставило Явейну высший балл, но один из них счел новаторскую работу абсурдной и поставил низкий балл. В результате была присуждена вторая премия.

Посмотреть всеСкрыть