Руководитель - А.С. Никольский. Музейный фонд ЛИГИ. 1928.
Проект трамвайной остановки – всего лишь навес для пассажиров с кабиной для регулировщика. Но для Явейна этот проект ключевой и исходный. С него начинается основная область работы мастера, череда железнодорожных сооружений – больших, средних, минимальных – архитектура, возникающая из порядка движения потоков людей и линий стальных рельсов.
Институтская система обучения 1920-х г.г. не предусматривала жесткой последовательности в выполнении проектов, и получилось так, что проект маленькой трамвайной остановки он выполнил не в начале, а в конце обучения.
Задачу поставил Учитель – А.С. Никольский. Он нарисовал схему трамвайной развилки, указал карандашом на треугольный островок, образующийся при развилке трех трамвайных путей, сказав: «А ну-ка, выкрутись!..».
Постановка задачи и сказанные при этом слова были с явным подтекстом. За несколько месяцев до выдачи этого задания своему ученику Никольский выставил свой проект трамвайной остановки на Владимирской площади. Это одна из наиболее ярких, остроумных, знаковых его работ конструктивистского периода. В серии «Архсхем» и экспериментальных проектов «новых архитектурных организмов» этот проект выделяется тем, что сведён к одному остроумному приёму, – как образ встречи и расхождения двух встречных движений.
Сохранился ряд острых конструктивистских эскизов, в которых присутствует тема треугольного навеса с вогнутыми вовнутрь сторонами. План этого навеса словно обводит очертания трамвайной развилки. Однако все острые конструктивистские асимметрии (кабина регулировщика и т. д.) постепенно исчезают, и в архитектуре остается только то, что вытекает из образа как бы незримо присутствующих разъезжающихся и съезжающихся трамваев. На островке между тремя вогнутыми дугами трамвайных путей – застывших следов движения – возникает нечто вроде силового поля. Центробежные силы круговых поворотных движений как бы сдавливают с трех сторон треугольный островок, а архитектор, ощущая эти движения, сдвигает под их нажимом опоры к центру, где они соединяются в некий треножник, прорастающий кверху треугольной вертикалью мачты с фонарем («смотровой кабиной») для регулировщика наверху. И только сама форма навеса, как и в первых эскизах, словно обводит очертания трамвайной развилки. Кабина отрывается от навеса возносится наверх центр, ось растёт наверх. Всё построение расширяясь раскрывается к верху от нижней точки.