Железнодорожные здания для района Ставрополь-Сальск

Серия проектов «расширяющихся» вокзалов. Материал – саман. Архитектурная мастерская НКПС. Консультант – Академик архитектуры И.В. Жолтовский.

Каждая дорога должна иметь свое лицо». Для него разные ансамбли железных дорог страны, связывающие ее просторы, – это «визитная карточка» всей страны.

Поэтому, когда в 1945 г. Явейну была поручена разработка серии проектов малых железнодорожных вокзалов для района Ставрополь-Сальск, он предложил строить их из местного материала – самана, используя при этом традиционные строительные приемы. Образы предельно простых, даже как бы «наивных» форм этих вокзалов с минимальной, тонко нарисованной деталировкой вызвали при их согласовании недоумение. В качестве эксперта был приглашен академик И. Жолтовский. Его реакция оказалась не той, которая ожидалась. Ему как раз понравились изысканная простота, неприхотливая народность вокзалов и даже такие отступления от классических законов, как асимметричное односкатное покрытие, столб по оси входа, – все то, что более всего раздражало ревнителей неоклассики. Обосновывая свое мнение, Жолтовский говорил о народной архитектуре Италии и неожиданно заявил, что искать истоки подлинной архитектуры надо не в образцах Ренессанса, а в маленьких итальянских деревнях. Жолтовский поддержал проект своим авторитетом, подолгу беседовал с автором и поставил на чертежах свою подпись как консультант проекта. Тем не менее проект осуществить не удалось.

Посмотреть всеСкрыть