Московский вокзал в Ленинграде

Проект. 1933-1934 г.г. Лентранспроект. Инж.-арх И. Явейн при участии инж.-арх. М. Мейселя.

Московский вокзал в Ленинграде расположен на одной из центральных площадей города (пл. Восстания), к которой сходятся и которую пересекают главные городские магистрали (проспект 25 Октября, Литовская ул., Советский проспект). Основной недостаток в расположении существующего старого вокзала состоит в том, что пропускаемое площадью интенсивное общегородское движение и густые потоки пешеходов проходят непосредственно у самого пассажирского здания, вследствие чего перед последним нет достаточного места для стоянки автотранспорта, а высадка и посадка пассажиров на автомобили происходит на тротуаре со значительным пешеходным движением.

В схематическом проекте нового Московского вокзала авторы предполагают расширить площадь на 100 м в сторону вокзала и создать здесь сравнительно спокойную зону, отделенную от проходящего через площадь интенсивного городского движения и используемую для подъездов к вокзалу, стоянки автотранспорта и посадки и высадки пассажиров из автомобилей.

Расширяя площадь, нужно было в то же время как можно меньше отодвинуть перронные пути и по возможности удлинить фронт подъездов к вокзалу со стороны города. Кроме того, проектировщики считали необходимым организовать выход из вокзала прибывших пассажиров не на боковой невзрачный двор, что имеет место в настоящее время, но непосредственно на пл. Восстания и в такой точке, откуда открывался бы хороший вид на площадь и вливающиеся в нее крупные городские магистрали.

Все эти соображения привели к решению вокзала в двух уровнях: верхний – для отправления, нижний  –  для прибытия и багажных складов.

По пологому пандусу автомобили и пешеходы поднимаются на уровень операционного зала отправления. Общий фронт высадки с  автомобилей составляет около 150 м. Четыре входа, отстоящие друг от друга на 20 м, вводят в обширный операционный зал отправления. В зале против каждого из входов расположен выход на платформу, а так как поезда определенных направлений и определенного назначения отправляются обычно с одной и той же платформы, то группировка пассажиров происходит частично еще на площади. Достигается это следующим образом: номер входа в здание соответствует номеру лежащей против него платформы и, кроме того, у каждого входа располагается световой экран, указывающий направление, номер и час отправления ближайших по времени поездов. Автомобиль подходит к подъезду, на котором указан соответствующий поезд, и пассажир, войдя в здание, видит прямо перед собой выход на требуемую‚ платформу.

Пассажиры, не пользующиеся услугами вокзала. т. е. имеющие билеты и не сдающие багаж, – а таких пассажиров между Ленинградом и Москвой большинство, – прибывают на вокзал обычно незадолго до отхода поезда и, пересекая операционный зал поперек, по кратчайшему направлению, выходят на требуемую платформу. Путь пассажира абсолютно прямой при минимальной длине.

(Из пояснительной записки И.Г. Явейна к проекту Московского вокзала).

Посмотреть всеСкрыть